При осуществлении аудита экспертами так или иначе встают вопросы относительно сертификации и её стандартов. При этом сам процесс аудита может иметь в основе разные уровни стандартов: как государственный, так и экономический, и любой другой. Говоря об экономическом стандарте, имеются в виду в первую очередь установленные производителями цены и возможности потребителей покупать продукцию по такой цене. Но для этого есть необходимость в разъяснении как самого понятия сертификации, так и его составляющих.
Речь идёт в первую очередь о стандартах, которыми руководствуется организация в своей работе. Если эти стандарты соответствуют установленным на общем уровне, то деятельности организации положена сертификация. От того, обладает ли организация сертификатом, зависят её статус, востребованность на рынке и сам вопрос допустимости осуществления деятельности.
Что должно входить в эти стандарты? В первую очередь это общий показатель по деятельности организаций в одной сфере, который универсализируется и выводится в виде общего знаменателя. Таким образом, работу организации можно оценивать в числовом эквиваленте, и такие данные подлежат сравнению. То есть, условно говоря, продукция одного вида, но разных производителей должна отвечать одинаковым требованиям.
Такой вид оценки качества используется не только для товаров, но и для услуг. Расчет производится в соответствии с уровнем технологического и научного развития — стандарт всегда отвечает требованиям баланса между реальным положением дел и показателями, которые рассчитаны и регламентированы по факту.
Основы сертификации в РФ — что это
Основы сертификации — это базовые принципы оценки соответствия товаров и услуг, которые регламентируются в соответствующих документах. Они включают в себя несколько схем сертификации. Условно можно выделить две таких схемы. Оценка товаров и услуг по первой схеме подразумевает, что они соответствуют показателям, установленным по общему объему аналогичных товаров и услуг. По второй схеме оценка происходит посредством отказа от типового принципа и проверки безотносительно рынка аналогичных товаров и услуг.
Что является объектами сертификации
Объектами могут являться как организация, так и деятельность компании. В зависимости от объекта изменяется схема сертификации: либо происходит проверка на соответствие по принципу подобия, либо проверка качества самого по себе. Проверка с точки зрения сравнения товара или услуг по типовому признаку занимает меньше времени.
Подобные проверки имеют одну главную цель — улучшить качество выпущенной продукции или оказанных услуг. Соответствие установленным стандартам позволяет выпускать качественную продукцию, привлекать новых клиентов и набирать хорошую клиентскую базу, а также обеспечивать организацию и её работников хорошей прибылью и высокими зарплатами. Поэтому нередко производители сами заинтересованы в проведении сертификации и инициируют её добровольно.