+7(495) 089-66-05
пн-пт 9.00-18.00
г. Москва
Научный проезд, д.17, оф. 14-38
info+238129652@rossertcentr.ru
Заказать звонок
г. Москва
Научный проезд, д.17, оф. 14-38
+7(495) 105-67-92 пн-пт 9.00-18.00
Заказать звонок

 

611363113

Что такое ГОСТ Р?

Содержание

Государственный стандарт России — именно так расшифровывается аббревиатура ГОСТ Р, известная как бизнесу, так и многим потребителям. Это свод национальных норм и требований, которые используются при сертификации продукции, услуг и процессов в различной хозяйственной деятельности на территории РФ. Утверждением российских стандартов занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращенный вариант названия ведомства — Росстандарт).

Система сертификации ГОСТ Р охватывает широкий спектр отраслей — от машиностроения, пищевой промышленности до строительства, информационных технологий и сферы обслуживания. Соблюдение требований обязательно для определенных категорий продукции. При отказе от прохождения проверки фактического качества и оформления официального документа производителям и продавцам таких товаров грозят серьезные санкции. Для остальных доступна добровольная сертификация, то есть официальное подтверждение безопасности продукции для потребителей по собственной инициативе и исключительно в интересах своего бизнеса.

 

Разница между ГОСТ и ГОСТ Р

Приведем основные факты.

  1. История применения стандартов (обязательных требований) к продукции в нашей стране началась еще с эпохи СССР. И для РФ это совсем не эксклюзив и не новшество.
  2. Советские стандарты также назывались ГОСТами. Их задачей было обеспечить единый подход к технологии производства, а также продукцию одинакового качества и дизайна для граждан в любой точке страны. С распадом СССР времени на разработку абсолютно новых принципов и требований не было. Пришлось экстренно приспосабливать уже сложившуюся систему стандартизации к новым условиям хозяйствования.
  3. Часть постсоветских стран, которые образовали СНГ, продолжили использовать прежние нормы и стандарты, но после внесения некоторых изменений и дополнений в соответствии со спецификой своих экономик.
  4. В России эволюция ГОСТов продолжается до сих пор. И за эти годы действующая система постепенно перестала быть просто адаптацией советских норм. Теперь это самостоятельный комплекс критериев и процедур, в которых учтены реалии как современного национального, так и международного рынка.

 

Обязательная и добровольная сертификация по ГОСТ Р

В России разработаны и введены в действие сотни стандартов. Часть из них необходимо исполнять неукоснительно, соответствие другим доказывать не нужно, но желательно.

Первые — это обязательные ГОСТы. Они действуют для перечня продукции из Постановления Правительства РФ № 2425 от 23.12.21. Список постоянно меняется, что-то исключается, что-то добавляется. Поэтому для предупреждения срывов поставок, штрафов за несоблюдение требований КоАП РФ и других бизнес-рисков важно своевременно (до начала производства или продаж) проверять содержание актуальной редакции документа.

Вторые (их большинство) — добровольные стандарты. Оценка характеристик объекта сертификации и получение официального подтверждения соответствия инициируются заинтересованным лицом. Такое решение позволяет предприятиям продемонстрировать приверженность национальным нормам качества и безопасности, зачастую более строгим, чем европейские или международные.

Обязательная и добровольная процедуры также различаются применяемыми сертификационными схемами, уровнем и распределением ответственности между заявителем и уполномоченным органом, формами готовых документов.

 

Кому нужно проходить сертификацию по ГОСТ Р?

  • Производителям товаров. Они напрямую отвечают за качество выпускаемой продукции. Если товары подлежат обязательной проверке, то предприятие должно оформить на них документальное подтверждение. Это становится гарантией соблюдения требований ГОСТ Р и отсутствия угрозы для потребителей.
  • Импортерам продукции (или представителям зарубежных производителей в России). Если товары включены в перечень для обязательной сертификации или декларирования в России либо ЕАЭС, то их легальный ввоз на территорию страны невозможен без документов о соответствии. Согласно действующим таможенным требованиям, допускается подтверждение как по ГОСТ Р, так и по ТР ТС.
  • Селлерам (продавцам) на маркетплейсах. Для ведения онлайн-торговли требуются те же сертификаты и декларации, что и для обычной. Если вовремя не прикрепить их в личный кабинет на электронной платформе, то карточки товаров будут заблокированы, а продавец получит штраф.

 

Этапы сертификации

  1. Подача заявки. Обращаться можно в любую профильную организацию, которая аккредитована на проведение процедуры подтверждения соответствия нужному ГОСТ Р.
  2. Согласование условий. После уточнения всех деталей подписывается договор.
  3. Сбор и передача специалистам необходимых документов. Перечь включает регистрационные документы, коды продукции по ТН ВЭД, названия конкретных стандартов производства товаров, контракты (при ввозе в РФ).
  4. Выбор схемы оценки. Предусмотрено 10 вариантов в зависимости от объема и сложности производства, объекта сертификации (партия, единичное изделие, серийный выпуск) и других факторов.
  5. Испытания продукции (проводятся только в аккредитованных лабораториях) и аудит производства (в некоторых случаях).
  6. Оформление подтверждающего документа, внесение данных в единый федеральный реестр.

 

Как решается проблема поддельных сертификатов?

Столкнуться с фальшивками могут сами производители оригинальной продукции, их контрагенты и потребители. И каждому грозят последствия — от репутационных и финансовых потерь до реального вреда здоровью. Чтобы исключить риски, участники рынка могут воспользоваться несколькими инструментами верификации данных и способами избежания мошенничества:

  • проверка подлинности по базе на сайте Росаккредитации, обращение в орган по сертификации, который выдал документ, использование разнообразных онлайн-сервисов со сведениями о действующих сертификатах;
  • предварительное уточнение аккредитации и репутации сертификационного органа, запрос подробной информации о процедуре и результатах;
  • обучение персонала, ответственного за закупки и контроль качества, распознаванию признаков поддельных документов;
  • мониторинг рынка, выявление контрафактной продукции и оперативное реагирование на предъявление подложных сертификатов.

С учетом нишевых проблем отдельных отраслей и видов товаров важно принимать дополнительные меры. Только активная позиция всех заинтересованных лиц обеспечит безопасную торговлю, защиту уважаемых и честных брендов, минимизацию рисков для бизнеса в целом.

 

Сроки и стоимость сертификации ГОСТ Р

Срок проведения такой процедуры зависит от целого ряда условий. Это, например, регламент работы и клиентоориентированность выбранного сертификационного центра, схема проверки, наличие готовых протоколов испытаний, сложность производства. В итоге сертификация по ГОСТ Р может занять как 1–3 дня, так и от 5 до 45 дней, а иногда и больше. И если здесь время оформления может варьироваться, то временные рамки действия самих сертификатов строго ограничены — 1–3 года либо до конца срока годности партии товаров.

Стоимость услуги тоже не является фиксированной. Так, уполномоченный орган учитывает следующие индивидуальные факторы при формировании цены:

  • вид продукции и количество значимых характеристик безопасности и качества, требующих экспертной оценки и специального оборудования для испытаний;
  • технологическая сложность производственного процесса, необходимость аудита и дальнейших инспекционных проверок.

Но в любом случае заявителю следует выделить достаточный бюджет для сертификации. Это ответственный и важный шаг, а также залог успеха предприятия в будущем.

 

Зачем нужно получать сертификат ГОСТ Р?

  1. Конкурентные преимущества. Официальный подтверждающий документ выделяет продукцию на фоне аналогов. Благодаря этому заказчики и торговые сети делают выбор в пользу данного товара.
  2. Доверие потребителей. Для покупателей маркировка и сертификат соответствия надежной российской системе требований — знак высокого качества и добросовестности производителя.
  3. Маркетинговые выгоды. Наличие подтверждения безопасности и безупречных свойств товаров можно использовать в рекламных материалах. Это эффективный способ быстро донести нужную информацию до широкой аудитории.
  4. Доступ к участию в тендерах. Заявки на перспективные конкурсные процедуры (торги крупных заказчиков или госзакупки) принимаются от предприятий, предлагающих сертифицированную продукцию или услуги.
  5. Получение финансирования. Компания, которая внедрила систему менеджмента качества и оформила не только обязательные, но и добровольные документы о соответствии, вызывает большой инвестиционный интерес. Средства в ее проекты вкладываются охотно, из разных источников и в значительных объемах.
  6. Лояльность к бренду. Сертификация — это гарантия стабильности и отличных перспектив. Клиенты все чаще становятся постоянными, а контрагенты предпочитают заключать долгосрочные договоры о сотрудничестве.

 

Вопрос-ответ

Что делать, если сертификат ГОСТ Р просрочен?

Можно ли продлить существующий сертификат ГОСТ Р без полной переоценки?

Влияет ли сертификация ГОСТ Р на экспорт продукции за пределы РФ?

Нужен ли инспекционный контроль после получения сертификата ГОСТ Р?

Можно ли оспорить отказ в выдаче сертификата ГОСТ Р?

Материал подготовлен экспертом
Качакаева Диана
Ведущий специалист по сертификации
Консультация
Остались вопросы?

Оставьте заявку и мы поможем разобраться в вашем вопросе

Оставить заявку

Россерт РСЦ - сертификация продукции, товаров и услуг в России - информационный материал

© 2017 – 2024, «Российский Сертификационный Центр». Все права защищены

Карта сайта