Кто проводит?
Оценку эффективности и соответствия системы установленным стандартам рекомендуется поручить специализированной сторонней организации или эксперту. Такие проверяющие непосредственно не заинтересованы в результатах деятельности предприятия-клиента и смогут выполнить объективный анализ ситуации.
Внутренние проверки также допускаются, но в сравнении с независимыми оказываются предвзятыми, и потому менее полезными. Такой аудит используется обычно для оперативного отслеживания ошибок. Регулярные внутренние проверки помогают выявлять даже незначительные сбои. Немедленное реагирование не дает единичным инцидентам перерасти в системную проблему, которая в итоге отразится на качестве конечного продукта, подорвет репутацию компании и приведет к серьезным финансовым потерям.
Зачем нужен?
Аудит ХАССП решает следующие задачи:
Устанавливает фактический уровень системы управления безопасностью, в том числе:
- в организациях общественного питания;
- в розничных магазинах;
- на заводах по производству мясной, рыбной, молочной, хлебобулочной и других видов продовольственной продукции;
- на предприятиях, которые выпускают напитки, пищевые и витаминные добавки, спортивное и детское питание;
- на кондитерских и пивоваренных фабриках.
Определяется, насколько действующая система ХАССП соответствует стандартам. Это, в частности, российский ГОСТ Р ИСО 22000—2019, Технический регламент Таможенного союза 021/2011, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (санитарные нормы для общепита). Также учитывается соблюдение федеральных законов: 52-ФЗ от 30.03.99, 29-ФЗ от 02.01.00, 184-ФЗ от 27.12.02.
- ...
- Помогает собрать данные для плана по разработке, внедрению и приведению системы ХАССП в соответствие (устранению отклонений от нормативных показателей и последствий допущенных нарушений).
- Оценивает, насколько последние изменения условий производства или требований (если они имели место) повлияли на систему и ее эффективность.
Цель аудита – своевременная диагностика для оптимизации процессов и улучшения качества продукции. Санкции за обнаруженные нарушения не предусмотрены, это полномочия государственных надзорных органов.
Порядок проведения процедуры
Аудиторы анализируют документацию, осматривают помещения и оборудование, изучают технологические процессы и опрашивают персонал.
Выявляются недостатки и риски на каждом этапе производства, изучается работа сотрудников на соответствие возложенным функциям, оценивается уровень взаимодействия.
На основе полученных данных специалисты составляют отчет с рекомендациями по корректировке системы ХАССП.
Сертификат который вы получаете
Периодичность аудита
Сроки внутренних плановых проверок утверждаются локальными нормативными актами конкретного предприятия. Но, как правило, анализ состояния системы ХАССП проводится не реже двух раз в год. При этом учитывается программа (цели, объем и сложность) предстоящего мероприятия и выделенный бюджет.
Также предусмотрены ежегодные надзорные аудиты уполномоченным сертификационным органом.
Внеочередные проверки, в том числе независимые, инициируются руководством предприятия в следующих случаях:
- значительные преобразования в организационной структуре;
- внедрение новых бизнес-процессов;
- необходимость оценки эффективности мер, которые были приняты по результатам предыдущего аудита ХАССП и после выявления серьезных недостатков в системе.
При составлении плана и проведении проверки акцент должен быть сделан на наиболее слабых местах с высокой вероятностью возникновения проблем или на участках деятельности, самых значимых в данный момент или на перспективу.
Вопрос-ответ:
Это зависит от специфики устройства и работы предприятия-клиента (размер, сложность производства, ассортимент выпускаемой продукции, количество персонала и документации) и цен на услугу в выбранной аудиторской организации.
- Оценить актуальность, полноту и соответствие документации реальным производственным процессам.
- Провести дополнительное обучение или инструктаж ответственного персонала.
- Обеспечить чистоту и порядок на производстве, включая оборудование и помещения, а также наличие у работников положенной спецодежды и средств индивидуальной защиты.
От 1–4 тысяч до 50 000 рублей для граждан, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 100 тысяч до 1 млн рублей для организаций.

















































