Штрихкодирование предполагает обозначение товара с помощью специального знака – штрихового кода. Графический код наносится на поверхность, упаковку или этикетку (или сам служит этикеткой) продукта и может быть считан с использованием специальных технических средств (сканеров, приложений смартфонов). В уникальном штрих коде с помощью специальной кодировки зашифрованы значимые данные – существенные параметры продукта.
Систему штрихкодирования придумали в США в конце 1940-х годов трое студентов, а первой покупкой с использованием штрих кода в 1974 году стала жевательная резинка в одном из супермаркетов. За эти годы такой способ контроля реализации товаров получил мощное развитие и повсеместное распространение, в том числе в России. Более того, сегодня маркировка становится обязательным условием существования товара на рынке.
Штрих код обычно представляет собой 2D-идентификатор прямоугольной или квадратной формы. Размеры метки: 10х10 - 144х144 мм в первом варианте и 8х18 - 16х48 во втором. Код содержит до 3 Кб данных. Он состоит из четного числа полосок белых, черных или одноцветных с разной яркостью квадратов. Допустимы также круглые элементы – в ISO нет конкретной формы.
Что содержит штрих код
Маркировка товаров главной своей целью преследует борьбу с контрафактом, недобросовестными производителями и продавцами. С помощью штрихкодирования рынок становится более цивилизованным.
Код позволяет отслеживать судьбу продукта от производства или прибытия в страну до попадания на полку магазина и последующей продажи.
штрихкодирование в настоящее время носит обязательный характер и постепенно внедряется от одной группы товаров к другой.
При этом покупатель может сам проверить происхождение и качество товара – нужно просто считать код своим смартфоном. Приложение «Честный знак» позволяет получить необходимую информацию и обезопасить себя от подделки. Культура маркировки продукции в целом формирует высокие стандарты обслуживания клиентов, предполагает открытость производителя и продавца перед обществом.
Что содержит код? Например, метка пищевой продукции позволяет контролирующим органам и гражданам узнать:
- наименование продукта;
- его состав, массу и пищевую ценность;
- срок годности и страну производства;
- данные о производителе;
- а также рекомендации по приготовлению и специальные указания.
Производитель может включить сюда и некоторые дополнительные сведения, подтвержденные документально, например, об отсутствии консервантов.
Штрих код на парфюмерных и косметических средствах включает:
- название и предназначение товара;
- сведения о производителе;
- состав и объем;
- дату конца срока годности;
- условия хранения и меры предосторожности;
- советы по использованию.
В отношении одежды метка должна содержать данные по тому, как носить и ухаживать за предметом, его размер и состав.
Штрих код вне зависимости от товара должен быть:
- устойчивым к физическим и погодным воздействиям;
- четким и разборчивым.
Можно без штрих кода
Нарушение требований по штрихкодированию предполагает штраф от 20 до 30 тысяч рублей, юрлицо заплатит еще больше — от 100 до 300 тысяч. В случае нанесения вреда потребителю из-за неправильной маркировки или ее отсутствия размер санкций увеличится в 3 раза.
Особые ситуации предполагают более существенные меры воздействия на нарушителя. Так, если товаров без маркировки на сумму свыше 1,5 миллиона рублей, то штраф также будет больше этой суммы. Речь может идти и о лишении свободы до 3 лет.
Где используется штрих код
Правительство намерено постепенно наладить фиксацию оборота всех товаров в единой базе. Предполагается, что до 2024 года маркировка будет внедрена в более чем 30 различных отраслях.
Маркировка алкогольной продукции и изделий из меха стартовала еще в 2016 году. В этом году внедрена обязательная идентификация табачных изделий и обуви. А с 1 декабря требования к штрихкодированию заработали для:
- парфюмерных товаров;
- шин;
- одежды и текстиля;
- фотооборудования.
Сейчас бизнес может начать участие в проекте по собственному желанию – до наступления сроков, установленных официально. Это позволит спокойно разобраться во всех требованиях, постепенно наладить все необходимые процессы и к моменту запуска очередного этапа уже работать в правовом поле.
Штрих код на складе
Кроме функций, связанных с отслеживанием движения товара, штрихкодирование помогает учету товарно-материальных ценностей на складе. Коды позволяют автоматизировать и значительно ускорить инвентаризацию и комплектацию, контролировать остатки и перемещения, а также уменьшить количество пересортицы.
Где еще используется штрих код
Маркировка также применяется во многих других сферах, не связанных с торговлей. Общие преимущества использования кодов на той или иной единице объекта или части целого (уникализация продукта, скорость учета и обработки информации, минимизация ошибок, возможности для формирования баз данных и т. д.) оценили в библиотечном и архивном деле, в медицинских и научных учреждениях. Перевозчики грузов, компании доставки, почта также используют коды для отправлений и посылок.
Как внедрить штрихкодирование у себя? Понятно, что применение штрих кодов имеет существенные преимущества перед бумажным документооборотом и представляет собой следующий необходимый для развития шаг для любого предпринимателя. Поэтому сначала нужно убедиться, что используемое программное обеспечение, технические средства работают с оборудованием для считывания кодов, если такое вы уже приобрели. Обычно для этого применяют решения на базе 1С. Нужно также позаботиться о расходных материалах и обучить персонал.