«УВЕРЕННОСТЬ В КАЧЕСТВЕ - УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ!»
Заказ обратного звонка
* Услуга предоставляется бесплатно

Штрих код - назначение и использование

Штрихкодирование предполагает обозначение товара с помощью специального знака – штрихового кода. Графический код наносится на поверхность, упаковку или этикетку (или сам служит этикеткой) продукта и может быть считан с использованием специальных технических средств (сканеров, приложений смартфонов). В уникальном штрих коде с помощью специальной кодировки зашифрованы значимые данные – существенные параметры продукта.

Систему штрихкодирования придумали в США в конце 1940-х годов трое студентов, а первой покупкой с использованием штрих кода в 1974 году стала жевательная резинка в одном из супермаркетов. За эти годы такой способ контроля реализации товаров получил мощное развитие и повсеместное распространение, в том числе в России. Более того, сегодня маркировка становится обязательным условием существования товара на рынке. 

Штрих код обычно представляет собой 2D-идентификатор прямоугольной или квадратной формы. Размеры метки: 10х10 - 144х144 мм в первом варианте и 8х18 - 16х48 во втором. Код содержит до 3 Кб данных. Он состоит из четного числа полосок белых, черных или одноцветных с разной яркостью квадратов. Допустимы также круглые элементы – в ISO нет конкретной формы.

Что содержит штрих код

Маркировка товаров главной своей целью преследует борьбу с контрафактом, недобросовестными производителями и продавцами. С помощью штрихкодирования рынок становится более цивилизованным.

Код позволяет отслеживать судьбу продукта от производства или прибытия в страну до попадания на полку магазина и последующей продажи.

штрихкодирование в настоящее время носит обязательный характер и постепенно внедряется от одной группы товаров к другой.

При этом покупатель может сам проверить происхождение и качество товара – нужно просто считать код своим смартфоном. Приложение «Честный знак» позволяет получить необходимую информацию и обезопасить себя от подделки. Культура маркировки продукции в целом формирует высокие стандарты обслуживания клиентов, предполагает открытость производителя и продавца перед обществом.

Что содержит код? Например, метка пищевой продукции позволяет контролирующим органам и гражданам узнать:

  • наименование продукта;
  • его состав, массу и пищевую ценность;
  • срок годности и страну производства;
  • данные о производителе;
  • а также рекомендации по приготовлению и специальные указания.

Производитель может включить сюда и некоторые дополнительные сведения, подтвержденные документально, например, об отсутствии консервантов.

Штрих код на парфюмерных и косметических средствах включает:

  • название и предназначение товара;
  • сведения о производителе;
  • состав и объем;
  • дату конца срока годности;
  • условия хранения и меры предосторожности;
  • советы по использованию.

В отношении одежды метка должна содержать данные по тому, как носить и ухаживать за предметом, его размер и состав.

Штрих код вне зависимости от товара должен быть:

  • устойчивым к физическим и погодным воздействиям;
  • четким и разборчивым.

Можно без штрих кода

Нарушение требований по штрихкодированию предполагает штраф от 20 до 30 тысяч рублей, юрлицо заплатит еще больше — от 100 до 300 тысяч. В случае нанесения вреда потребителю из-за неправильной маркировки или ее отсутствия размер санкций увеличится в 3 раза.

Особые ситуации предполагают более существенные меры воздействия на нарушителя. Так, если товаров без маркировки на сумму свыше 1,5 миллиона рублей, то штраф также будет больше этой суммы. Речь может идти и о лишении свободы до 3 лет.

Где используется штрих код

Правительство намерено постепенно наладить фиксацию оборота всех товаров в единой базе. Предполагается, что до 2024 года маркировка будет внедрена в более чем 30 различных отраслях.

Маркировка алкогольной продукции и изделий из меха стартовала еще в 2016 году. В этом году внедрена обязательная идентификация табачных изделий и обуви. А с 1 декабря требования к штрихкодированию заработали для:

  • парфюмерных товаров;
  • шин;
  • одежды и текстиля;
  • фотооборудования.

Сейчас бизнес может начать участие в проекте по собственному желанию – до наступления сроков, установленных официально. Это позволит спокойно разобраться во всех требованиях, постепенно наладить все необходимые процессы и к моменту запуска очередного этапа уже работать в правовом поле.

Штрих код на складе

Кроме функций, связанных с отслеживанием движения товара, штрихкодирование помогает учету товарно-материальных ценностей на складе. Коды позволяют автоматизировать и значительно ускорить инвентаризацию и комплектацию, контролировать остатки и перемещения, а также уменьшить количество пересортицы.

Где еще используется штрих код

Маркировка также применяется во многих других сферах, не связанных с торговлей. Общие преимущества использования кодов на той или иной единице объекта или части целого (уникализация продукта, скорость учета и обработки информации, минимизация ошибок, возможности для формирования баз данных и т. д.) оценили в библиотечном и архивном деле, в медицинских и научных учреждениях. Перевозчики грузов, компании доставки, почта также используют коды для отправлений и посылок.

Как внедрить штрихкодирование у себя? Понятно, что применение штрих кодов имеет существенные преимущества перед бумажным документооборотом и представляет собой следующий необходимый для развития шаг для любого предпринимателя. Поэтому сначала нужно убедиться, что используемое программное обеспечение, технические средства работают с оборудованием для считывания кодов, если такое вы уже приобрели. Обычно для этого применяют решения на базе 1С. Нужно также позаботиться о расходных материалах и обучить персонал.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ ?

Оставьте заявку на бесплатную консультацию и наши сотрудники свяжутся с Вами в течении 1 минуты

заказать онлайн